Центр исламской цивилизации в Узбекистане пополнится уникальной копией свитка из Топкапы


 

Один из самых ценных экспонатов музея дворца Топкапы — знаменитый «Топкапы свиток», в котором собраны архитектурные чертежи эпохи Темуридов. Свиток содержит 114 геометрических орнаментов и представляет собой уникальные образцы узоров и декоративных элементов, использованных в архитектуре этой эпохи.

 

Физическая структура свитка также заслуживает внимания: он имеет ширину 33 см и длину 29,5 метра, хранится свернутым на деревянный валик. Один конец свитка прикреплён к деревянному ролику, другой — к кожаной защитной обложке. Это указывает на то, что свиток использовался не только для демонстрации, но и, вероятно, в повседневной ремесленной практике, возможно, в мастерских.



Свиток состоит из различных фрагментов пергамента с узорами. Из-за заметных различий по краям некоторых рисунков специалисты предполагают, что свиток мог быть составлен из двух разных, но плотно соединённых частей. Состояние сохранности свитков также говорит о том, что он был предназначен не для оформления дворцов, а для использования в архитектурных или ремесленных проектах.
 

Большинство узоров нанесены на два соединённых пергаментных листа и размещены в беспорядке. Эти орнаменты вдохновлены декоративными элементами мечетей, медресе, мавзолеев и других построек, возведённых в период с X по XVI век во времена династии Темуридов. Среди них — гирих (геометрические сетки), мукарнас (декор в виде сталактитов), цветные керамические плитки и сложные мозаичные панели.

 

Впервые свиток был обнаружен в 1986 году и привлёк внимание научного сообщества. Исследователь Гарвардского университета Гюльру Неджипоглу проанализировала орнаменты свитка и издала по ним обширную аннотированную книгу. Позже это произведение было переведено на персидский язык Михрдодом Каюми Бидхиндом и издано в Национальной библиотеке Ирана.



Согласно исламской традиции, геометрические узоры использовались не только в эстетических целях, но и как религиозные и философские символы. В некоторых орнаментах свитка священное имя Мухаммад (мир ему) повторяется шесть раз в шестиугольной симметрии, а имя Али (да будет доволен им Аллах) — трижды в шестиугольной внутренней структуре. Такие геометрические надписи придают узорам сакральное и символическое значение.


 

В свитке встречаются многочисленные звездообразные узоры: девяти-, одиннадцати-, тринадцати- и шестнадцатиконечные звезды. Эти элементы широко распространены в исламском искусстве и часто создаются путём добавления узоров по краям квадратных форм. Некоторые чертежи состоят из наложенных друг на друга орнаментов разных масштабов, раскрывающих свою сложность только при близком рассмотрении.

 

Свиток является бесценным источником для изучения архитектурного наследия эпохи Темуридов. Орнаменты в нём демонстрируют не только эстетическую красоту, но и математически выверенную сложную систему дизайна. Через этот свиток ярко проявляется гармония науки, религии и искусства в средневековой архитектуре Центральной Азии.