Что означает изображение льва в Шердор мадрасе?

 

В древних Хорезме, Согда, Бактрии и в период Туркской хаганаты лев изображался как символ власти правителя и защиты народа.

 

Откуда же берет начало этот символ?

 

На самом деле, этот лев считается символом Самарканда. Символ льва был принесен в земли Самарканда персами, однако в период арабов и тюрков его заменил символ барса.
 

По словам древнего историка Абусанда Ибн Мухаммада Идриса, при основании Самарканда барс спустился с гор Заарафшана и обошел городские стены, будто одобряя строительство, а затем вернулся в горы. С тех пор барс считается символом города Самарканда. Действительно, барс изображен как символ самаркандийцев в архитектуре, скульптуре и ремесленных изделиях. Также в официальном гербе города можно увидеть крылатого барса. Его самое известное изображение находится в Шердор мадрасе. Название «Шердор» связано с этим символом льва — «шер» — не случайно. Лев с изображением солнца за спиной украшает главный портал мадрасы и символизирует власть правителя, сравнимую с силой, господствующей над землёй и небом.
 

История города Самарканда тесно связана с деятельностью Ялангтоша Бахадира, крупного представителя узбекского рода аштарханидов, в первой половине XVII века. При его влиянии в Самарканде активизировались строительные работы. По его инициативе и приказу были отреставрированы руины мадрасы Мирзо Улугбека на площади Регистан, а также построены два великолепных сооружения — Шердор мадраса (1619–1636) и Тиллакори мадраса-мечеть (1646–1660) на месте разрушенных ханакха, хаммама и караван-сараев.
 

Шердор мадраса — это прямоугольное здание размером 70х57 метров, с внутренним двором, окружённым двухэтажными жилыми комнатами (52 комнаты), в углах двора расположены учебные классы. В мадрасе нет мечети, юго-западный класс служит местом паломничества, так как к нему примыкает мавзолей Имама Мухаммада ибн Джафара Садыка.
 

Минары и купола фасада мадрасы похожи на мадрасу Улугбека, однако задние фасады украшены угловыми минаретами в виде букетов. К XVII веку уровень земли повысился почти на два метра по сравнению с XV веком, из-за чего здание кажется ниже, чем первоначальная мадраса Улугбека.
 

При строительстве Шердор мадрасы применялись новые архитектурные методы XVII века, ускоряющие и удешевляющие процесс строительства. Художественные украшения стали менее выразительными, но использованные цвета и мастерство исполнения панно свидетельствуют о высоком уровне архитекторов и художников.
 

Орнаменты покрывают всю поверхность здания, включая чок, хандасавий сулс, куфийский стиль письма и растительные мотивы, что характерно для самаркандских памятников архитектуры и составляет основу школы самаркандского декоративного искусства.
 

Особое внимание привлекает изображение на большом порталном арке — рыжевато-золотой лев, гонящий белого оленя (охун). Солнце изображено в форме миндалевидного глаза с оленими глазами, лицо солнца обведено золотой каймой.
 

Вся композиция выполнена на синем фоне с бирюзовыми и золотыми красками, ветви переплетаются с белыми раскрытыми цветами. Благодаря этой уникальной композиции мадраса получила название «Шердор» — «имеющая львов». В классической мусульманской астрономии солнце в знаке Льва (Ассад) символизирует счастливое время (саъд).
 

Считается, что по абджаду (числовому значению букв) имя Ялангтош равно 816, Бахадир — 212, в сумме 1028 по хиджрийскому летоисчислению, что соответствует 1619 году, когда началось строительство мадрасы.
 

Декоративное оформление двора и внешних стен мадрасы очень богато и разнообразно. На стенах оставлены подписи известных архитекторов — мастера Абду Джаббора и мастера-резчика Аваза Самарканди.

 

О Шердор мадрасе по Махмудхоже Бехбуди
 

Эта высокая мадраса была построена при правлении имамкулли-хана, одного из правителей Туркестана, полководцем и наместником Самарканда Абдулкаримом Ялангтош Бахадиром.
Ялангтош Бахадир, военачальник Самарканда, завоевал Хорезм и Машхад и привёз оттуда имущество и добычу, на которые и построил в Самарканде эти мадрасы — Шердор и Тиллакори. Эти мадрасы были украшены как внутри, так и снаружи китайской глазурованной плиткой (муллави коши), многие из которых выглядят так, словно созданы сегодня руками мастеров и художников.

 

В исторической записи о здании говорится, что в западной и внутренней части Шердор мадрасы глазурованной плиткой украшены эпиграфические надписи, выполненные в стихах.
 

Фасад и главный портал Шердор мадрасы обращены к западной стороне Мадрасы Мирзо Улугбека Курагоний и построены лицом к лицу с ней. Расстояние между ними около ста аршин, между ними вымощена каменная широкая площадь, известная как Регистан.
 

Регистан — большая дорога с севера на юг, на северном краю которой расположены две упомянутые мадрасы — опоры и уголки, им противопоставлена Тиллакори мадраса. Размеры Шердор мадрасы: с запада на восток — 82 аршина, с севера на юг — 95 аршин, в общей сложности она занимает 779 квадратных аршин земли.
Внутренний двор Шердор мадрасы с запада на восток — 54 аршина, с севера на юг — 52 аршина, площадь двора составляет 2808 квадратных аршин, покрыта мраморной плиткой. По четырём сторонам двора расположены жилые комнаты и четыре больших равака (галереи). Общая площадь застройки с надворными помещениями — 4910 квадратных аршин.

 

Мадраса двухэтажная, включает 64 комнаты (хужры), две большие учебные аудитории и четыре больших крытых галереи.
 

На фасаде главного портала по обе стороны от михраба изображены два льва, обращённые друг к другу, выполненные из глазурованной плитки в цвете льва. Именно благодаря этому изображению мадраса получила название «Шердор» — «имеющая львов». Изображение львов хорошо известно и сегодня. В других частях здания и минаретов изображений нет, а большинство надписей с аятами Корана, хадисами и историческими эпитафиями выполнены глазурованной плиткой и мраморной мозаикой.
 

Фасады минаретов и куполов покрыты многоцветной глазурованной плиткой в арабском, иранском и индийском стилях, выполненной очень тонко и изящно. Несмотря на то, что минареты имеют возраст около четырёх столетий, плитка отражает солнечный и лунный свет, вызывая восхищение.
 

Чтобы подняться на минарет, нужно подняться по 56 ступеням. С вершины минарета открываются виды на изумрудные сады Самарканда, журчащие реки, прямые и излучистые дороги, а также на сам город с его чистым и прекрасным воздухом.
 

Под этим святым куполом, мавзолеем и минаретами покоятся и увековечены исторические и религиозные герои прошлого.
 

В экспозиции «Эпоха ханств» Центра исламской цивилизации в Узбекистане, построенного по инициативе Президента, планируется разместить макет площади Регистан.