«Оживление наук религии»: уникальный труд аль-Газали XIII века найден в фондах Института Беруни




Имя выдающегося философа, богослова и мыслителя Абу Хамида Мухаммада ибн Мухаммада ат-Туси аль-Газали (1058–1111) с глубоким уважением звучит в истории исламской философии, теологии и суфизма. Его творчество, особенно монументальный труд «Ихъя улюм ад-дин» («Оживление наук религии»), оказало огромное влияние на духовную культуру мусульманского мира.



Одна из редчайших копий этого труда, относящаяся к концу XIII века, хранится сегодня в Институте рукописей имени Абу Райхана Беруни в Узбекистане (инв. №6108), что придаёт особую значимость этой духовной реликвии.



Жизненный путь аль-Газали: от официальной науки к духовным поискам

 

Аль-Газали родился в Тусе (Хорасан), учился в Нишапуре в теологической школе ашаритов и преподавал в знаменитой багдадской Низамийе. Он активно участвовал в образовательной политике великого визиря сельджуков Низам аль-Мулька.

 

После его убийства исмаилитами аль-Газали покинул не только Багдад, но и государственную учёную среду. Под предлогом паломничества он отправился в Дамаск, Мекку, а затем вернулся в Тус, где посвятил себя духовным и научным размышлениям.

 

«Оживление наук религии» — синтез шариата и суфизма

 

В этом труде аль-Газали демонстрирует глубокое понимание исламских наук. Он объединяет вопросы шариата, этики, духовного воспитания, поклонения и внутреннего очищения в единую концептуальную систему.



Имам утверждал, что «суфизм без шариата — ложен, шариат без суфизма — пуст», и призывал к очищению сердца и достижению духовного совершенства через следование законам шариата.


В книге приводятся дуа (молитвы) и зикры, как практические инструменты внутреннего самосовершенствования. Они призваны укрепить любовь к Богу, волю и чувство чистоты в душе каждого верующего.

 

Философская критика и баланс разума и веры

 

Аль-Газали провёл научный анализ противоречий между философией и теологией. В своём труде «Тахафут аль-фаласифа» («Несостоятельность философов») он раскритиковал концепции Аль-Фараби и Ибн Сины, особенно их взгляды на вечность мира и бессмертие души.

При этом он не отвергал философию, признавая разум и логику важными средствами для укрепления основ шариата. Благодаря этой сбалансированной позиции его труды повлияли не только на исламский мир, но и на интеллектуальное развитие Средневековой Европы.

 

Наследие аль-Газали в Узбекистане и за его пределами

 

Один из его трудов — «Кимиёи саодат» («Эликсир счастья») — был переведён на узбекский язык в XIX веке в Восточном Туркестане Мухаммадом Исо. В XX веке отрывки из книги распространяли среди народа литературные деятели Алоуддин Мансур и Рашид Зохид.



И по сей день труды аль-Газали являются важными источниками для исследователей исламского просвещения и духовной культуры. Его идеи продолжают вдохновлять миллионы людей на путь нравственного самосовершенствования и духовного роста.

 

Эта рукопись включена в медиапроект «100 древних рукописей Узбекистана» Исламского цивилизационного центра Узбекистана.
 

Автор: Дурдона Расулова
P.S. При использовании материала обязательна ссылка на официальный сайт Центра.