Акбар Хакимов: Присутствие ценных узбекских экспонатов в Кувейте — значительное событие
Музей Тарика Раджаба, расположенный в столице Кувейта, содержит более 30 000 древних и современных предметов из частной коллекции. Основанный в 1980 году кувейтским предпринимателем Тариком Саидом Раджабом, музей известен своей уникальной экспозицией.
Среди экспонатов музея представлены редчайшие образцы каллиграфии и произведения декоративного искусства, охватывающие различные эпохи и регионы исламского мира. Особенно впечатляют украшения, связанные с Узбекистаном, которые можно считать поистине уникальной находкой.
«Безусловно, тот факт, что в этом музее редких исламских экспонатов также представлены ценные экспонаты из Узбекистана, является значительным событием», — сказал академик Академии наук Узбекистана, искусствовед Акбар Хакимов.
– Эти ювелирные изделия представляют собой украшения для шеи и груди, выполненные в художественном и технологическом стиле, характерном для стран Ближнего Востока (арабских стран). Некоторые элементы, такие как гранатовые или круглые формы, имеют сходство с туркменскими и каракалпакскими ювелирными изделиями, однако в целом они выполнены в уникальной арабской ювелирной традиции.
К сожалению, полный вид предметов, хранящихся в музее, недоступен, что делает их новинкой для антикваров и искусствоведов. Центральный элемент одного из экспонатов включает два крупных подвесных украшения для груди и шеи, характерных для арабского ювелирного искусства.
По стилю золотых или серебряных поясов и амулетов (изяществу узоров и использованию бусин) можно проследить их близость к ювелирным традициям Центральной Азии.
В женских подвесных украшениях центральный элемент, называемый «тумор» или «хайкель», окружен меньшими, но схожими по структуре элементами, известными как «зебигардон» или «зебисина», характерными для грудиных украшений бухарской ювелирной школы.
Среди ювелирных изделий экспозиции представлены традиционные серьги, характерные для бухарской школы, а также браслеты «билакузук», относящиеся к туркменскому ювелирному искусству. Изделия «тиллакош» сильно напоминают те, что производились в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Коканде и Маргилане, и их можно с уверенностью назвать продуктами узбекской ювелирной школы».
На территории Узбекистана наличие этих изделий не вызывает сомнений. Высокий уровень мастерства их изготовления свидетельствует о том, что они принадлежали ювелирам, работавшим для дворцового искусства Бухары. Если бы эти предметы были воссозданы на заказ в виде муляжей, они могли бы существенно обогатить экспозицию залов «Эпоха узбекских ханств» в Центре исламской цивилизации в Узбекистане.
Бухарское ювелирное искусство — древние и уникальные образцы искусства
Среди различных видов узбекского народного прикладного искусства ювелирное искусство, как форма декоративно-прикладного искусства, занимает особое место. Ювелирное искусство отражает материальную и духовную жизнь узбекского народа, его быт, обряды, традиции, ценности и художественный вкус. Украшения разнообразны и представляют собой не только украшение, но также талисман и защитный амулет. Формы, орнаменты и символика украшений воплощают мировоззрение людей, их представления о природе и окружающем мире.
В XVI веке в Бухаре функционировал торговый центр Тоқи Заргарон («Купол ювелиров» на фарси), предназначенный для торговли ювелирными изделиями.
В 1872 году в Бухаре работали индийские ювелиры, такие как Шангура и Курдали, Абдуллажон. Также следует отметить дагестанских мастеров, живших в Бухаре. Их высокий профессионализм подтверждает тот факт, что многие из них работали в дворцовой мастерской Арка наряду с лучшими местными ремесленниками. Среди них: мастер Усто Ходжа Шодий, создавший пояс в 1270 году; мастер Алихуджа Канаев, работавший в Бухаре в 1946 году, пояс которого хранится в музее; Усто Нагдий, изготавливавший пояса, представленные в музейных фондах; Обид-заргар из дагестанского села Унчукат Лакского района, работавший в Бухаре, Когоне и Чарджоу; впоследствии он стал известен как Лазги-боши. Также выделяются Абид-заргар, руководивший дагестанскими мастерами, и Ходжи Абакар, работавшие в Бухаре по приказу эмира.
Эти украшения относятся к разным школам, в том числе туркменской, индийской и афганской. Это объясняется тем, что Бухара была крупным торговым перекрестком.
Украшения для груди и шеи крепились сзади с помощью крючка, соединенного с цепочкой, и украшали грудь. Среди них можно выделить такие изделия, как «Тумор», «Бозбанд», «Хайкель», «Зебигардон», «Нозигардон», «Тапиши дил», «Жевак» и другие. Например, «Нозигардон» состоит из центрального элемента — турунджа, окруженного 4 квадратными и 2 треугольными элементами, соединенными цепочками. Все элементы оформлены в технике эмали с растительными узорами и иногда украшены камнями. Центральный турундж нередко содержит изображение двух птиц, расправляющих крылья.
В Бухаре были популярны украшения для висков и лба, известные как «Бибишак». Они состояли из трех частей: верхняя часть имела круглую, каплевидную или ромбовидную форму и была украшена бирюзой и кораллами, средняя часть напоминала форму луны и была украшена драгоценными камнями, нижняя часть — длинные цепочки с подвесками из камней. Все части соединялись цепочками.
Лобное украшение, называемое «Боло абро», имело форму брови и крепилось к головному убору с помощью крючка. Его элементы украшались листьями и камнями.
— Музей произвел на нас большое впечатление, — отметил директор центра Фирдавс Абдухоликов. — Особенно нас удивили ювелирные изделия из Бухары, старинные одежды, оружие, ремесленные изделия, ткани и стеклянная посуда. Экспонаты из музея Тарика Раджаба достойны демонстрации в экспозиции Центра. Это было бы не просто событие, а большое достижение.
В этом музее представлены уникальные экспонаты культурного наследия Узбекистана, такие как рукописные копии XIV века книги «Канон медицины» Авиценны, украшения, принадлежавшие бухарскому эмиру и его родственникам, миниатюры эпохи Шейбанидов и многое другое. Эти редкие артефакты вызовут большой интерес как у искусствоведов, так и у посетителей центра.
На встрече в Кувейте директору музея Зияду Раджабу была передана факсимильная копия Большого Лангарского Корана, а также копия письма с печатью пророка Мухаммада (мир ему), выполненная каллиграфом Хабибулло Салихом на папирусе.
Самое читаемое

Дунёнинг 20 дан ортиқ мамлакатидан 100 дан ортиқ мутахассис Тошкентда!

Ислом цивилизацияси маркази – маърифат сари элтувчи глобал платформа

37,7 метрлик меъморий мўъжиза: Улуғбекнинг асрлар ошган илмий мероси энди Тошкентда порламоқда!
