В Центре исламской цивилизации создаётся медиапроект о прогрессивном поэте, мыслителе и публицисте Фуркате

В экспозиции Центра исламской цивилизации в Узбекистане планируется отразить литературную среду Кокандского ханства, в рамках чего реализуется новый медиапроект, посвящённый Фуркату – выдающемуся поэту, мыслителю и публицисту конца XIX – начала XX века.
Он считается одним из основоположников народной узбекской литературы, просветительского движения и национальной публицистики. Творчество Фурката сыграло ключевую роль в становлении новых идей, тем и форм мышления в узбекской литературе.
Фуркат родился в Коканде в семье прогрессивных интеллигентов.
С ранних лет он через отца познакомился с творчеством великих представителей узбекской и персидской литературы, особенно глубоко изучал и почитал Алишера Навои. Он в совершенстве овладел персидским языком и прошёл обучение искусству каллиграфии.
В 1870–1880-х годах Фуркат становится заметной фигурой в литературной жизни, пишет любовные газели, мухаммасы и назиры на произведения Навои. Он завоёвывает признание среди интеллигенции Коканда и Маргилана, сотрудничает с такими поэтами, как Мукими, Мухаййир и Завки.
В этот же период Фуркат обращается к социально-политическим темам, критикуя несправедливость и произвол колониальной системы. В таких произведениях, как «Сайдинг қўявер, сайёд» и мухаммас «Бўлди», ярко выражены идеи гуманизма, свободы и защиты народных интересов.
С 1890 года он активно сотрудничает с газетой «Туркистон вилоятининг газетаси», публикуя статьи, призывающие народ к изучению современных знаний и технических достижений. В работах «Илм хосияти» и «Виставка хусусида» Фуркат подчёркивал, что просвещение, развитие науки и открытие школ являются ключом к национальному прогрессу.
С 1891 года Фуркат путешествовал по Турции, Балканам, Мекке, Индии и Восточному Туркестану. Эти поездки расширили его мировоззрение, но в его поэзии всё сильнее звучала тема тоски по родине. В циклах «Сабога хитоб», «Адашганман» и поэме «Рўмоллик қиз ҳикояти» выражены глубокие чувства любви к родной земле и боли разлуки.
Он жил и творил в Яркенте, писал на узбекском и персидском языках, став одним из немногих двуязычных поэтов своего времени. Фуркат скончался в Яркенте в 1909 году.
Его наследие – это поэзия, публицистика и просветительские идеи, оставившие неизгладимый след в истории узбекской литературы и печати. Создаваемый медиапроект представит Фурката не только как поэта и мыслителя, но и как символ эпохи духовного пробуждения, чьи идеи и сегодня звучат с удивительной современностью.
Самое читаемое
Более 100 специалистов из более чем 20 стран – в Ташкенте!
Президент Сербии Александр Вучич высоко оценил Центр исламской цивилизации в Узбекистане
Центр исламской цивилизации – глобальная платформа, ведущая к просвещению